Полеты наяву. Открылся VI фестиваль Мстислава Ростроповича // Российская газета

Дирижер Юрий Темирканов (слева) и скрипач Андрей Баранов. Фото: Евгений Биятов/ РИА Новости www.ria.ru
Дирижер Юрий Темирканов (слева) и скрипач Андрей Баранов. Фото: Евгений Биятов/ РИА Новости www.ria.ru
Форум, по традиции собирающий в столице мировые оркестры экстра-класса и лучших дирижеров, начался в день рождения маэстро 27 марта в Большом зале консерватории. На этот раз старт ему дал Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

Послушать легендарных музыкантов в консерватории собрались многочисленные ценители коллектива, а также высокие гости: Наина Ельцина, Ирина Антонова, Владимир Урин и многие другие. Торжественно открывая фестиваль, руководитель Департамента культуры Москвы Владимир Кибовский отметил, что у Мстислава Ростроповича было множество разнообразных титулов, но, что важнее, он был награжден любовью и признанием людей во всем мире, что и является «самой правильной и верной оценкой выдающегося человека, который обладал огромным талантом и высочайшей гражданской позицией».

Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович вспомнила слова своего отца о том, что музыка зажигает факел добра и может улучшить мир. «Я надеюсь, что музыка, которая будет звучать на нашем фестивале, хоть чуть-чуть сделает наш мир лучше, прекраснее и добрее», — резюмировала Ростропович.

Программу концерта составили сочинения Брамса и Элгара. В Концерте для скрипки с оркестром Брамса солировал Андрей Баранов, победитель Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе 2012 года. Имперская мощь, которую с первых же тактов обрушил в зал петербургский оркестр, казалась несколько тяжеловесной в сочетании с его игрой, но уже ко второй части был найден баланс, позволивший создать убедительный финал.

Смысловым и эмоциональным центром программы стали симфонические вариации на оригинальную тему «Энигма» Эдварда Элгара. Входящее в постоянный репертуар оркестра, это произведение было отмечено целостностью дирижерской интерпретации и отточенным качеством исполнения. Медитативная углубленность и неспешность развертывания (дирижер взял нарочито сдержанный темп) вела к кульминации цикла — величественному гимническому Adagio (вариация «Нимрод»), прозвучавшему одухотворенно и грандиозно как монументальный памятник вечному Искусству.

Высокий градус пафосной торжественности Темирканов, которого публика не хотела отпускать со сцены, решил все же несколько сбавить. В качестве тихого лирического послесловия порадовал двумя «бисами», одним из которых стала скрипичная миниатюра Salut D’Amour («Привет любви») Элгара в переложении для оркестра.

Второй фестивальный вечер, состоявшийся в Концертном зале имени Чайковского 28 марта, представил еще один известный, на сей раз итальянский, оркестр — Maggio Musicale Fiorentino, вместе с которым приехал его художественный руководитель Зубин Мета.

Много раз выступавший в Москве с различными коллективами, в том числе с возглавляемыми им Израильским филармоническим оркестром и Maggio Musicale Fiorentino, знаменитый маэстро ни разу не дирижировал здесь программой из русской музыки, и фестиваль Ростроповича решил предоставить ему эту возможность. Прозвучали «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, Третий фортепианный концерт Рахманинова и Шестая симфония Чайковского.

Как и в первом концерте фестиваля, выступление оркестра без солиста оказалось более цельным и убедительным. Партнерство Меты и пианиста Бориса Березовского, одного из лучших на сегодняшний день интерпретаторов Рахманинова, выглядело несколько спонтанным и не вполне обдуманным, будто музыканты заранее не договорились о главных правилах совместного существования на сцене. Подтверждением тому служил даже «бис». К тому, что исполнитель решит повторить заключительный раздел Концерта, дирижер и оркестр были явно не готовы, и только благодаря профессионализму и быстроте реакции Меты, лихо «подхватившего» солиста, «бис» не был испорчен.

Свои лучшие качества оркестр и дирижер проявили в последней симфонии Чайковского. Правда, ее трагический посыл итальянские музыканты решили оставить за кадром, предпочтя воспроизвести яркую театральную драму со страстями хотя и весьма сильными, но все же не вполне настоящими. Местами необыкновенно изысканная (вальс второй части) и драматически выверенная как точная театральная мизансцена Шестая симфония в интерпретации Меты не пропиталась мистикой последнего сочинения Чайковского и не стала «прощанием с жизнью», но безусловно, оставила приятное, впечатление. Его дирижер решил подкрепить «бисом» — знаменитым интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь», который после именно такого исполнения Шестой симфонии был вполне уместен.

Фестиваль продлится в Москве до 2 апреля.

Прямая речь

Зубин Мета, главный дирижер оркестра Maggio Musicale Fiorentino:

«Я уже не в первый раз приезжаю на фестиваль, и делаю это в память о моем друге Славе. Я познакомился с ним в 1963 году, и мы сразу же стали друзьями. Мы провели с ним много времени как на сцене, так и за ее пределами. Он очень помог, когда я открывал школу имени моего отца в Бомбее, и для меня память о Славе очень дорога. Поэтому я всегда стараюсь найти время, чтобы приехать на фестиваль в Москву. И, конечно, обязательно приеду сюда снова».

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2020