Мир для маэстро // Российская газета

В последние годы Темирканов выступает в Москве только на фестивале Ростроповича. (Фото:Гайдук Александр)

Музыканты из разных стран мира отметят в Москве день рождения Мстислава Ростроповича

фестиваль


Шестой год подряд 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, в Большом зале консерватории открывается Международный фестиваль его имени. Проводит его дочь великого музыканта Ольга Ростропович. Ей всегда удается собирать афишу элитного класса, в которой представлены ведущие оркестры, дирижеры, солисты из разных стран мира. О том, что ждет публику на Шестом фестивале Мстислава Ростроповича, Ольга Ростропович рассказала читателям «Российской газеты».

По афише фестиваля создается впечатление, что нынешний финансовый кризис и текущая ситуация в мире не повлияли на программу фестиваля.

Ольга Ростропович: К сожалению, повлияли. У меня был проект, который я готовила три года, — «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса в исполнении римского оркестра и хора Национальной Академии Санта Чечилия с Антонио Паппано. Но в декабре выступление Санта Чечилии пришлось отменить. Это было очень тяжело и для меня, и для музыкантов, которые очень хотели приехать в Москву.

Между тем на фестиваль приедут известнейшие европейские коллективы: итальянский Maggio Musicale Fiorentino, австрийский Vienna Tonkunstler Orchestra, швейцарский Orchestre de Chambre de Lausanne. Как удается удерживать этот уровень фестиваля?

Ольга Ростропович: Надо понимать, что у музыкантов такого класса графики расписаны на годы вперед, и сегодня мы уже работаем с программой следующего фестиваля. Еще скажу: с самого начала на нас смотрит звезда удачи, потому что отказов со стороны музыкантов у нас никогда не бывает. Это связано и с именем Мстислава Леопольдовича, и с тем, что многие из участников фестиваля — это его партнеры по сцене, коллеги, ученики. И все они рады играть в его честь.

В день рождения Мстислава Ростроповича на сцену Большого зала консерватории выйдет Юрий Темирканов с Заслуженным коллективом России. Замечено, что в последние годы он выступает в Москве только на вашем фестивале. Как добиваетесь этого?

Ольга Ростропович: Я сажусь и уговариваю его до тех пор, пока он не согласится. Очень люблю Юрия Хатуевича не только как великого музыканта, но и как интереснейшего, многогранного человека, аристократа и в музыке, и в жизни. Даже просто находиться в его обществе — счастье. Я попросила, чтобы Юрий Хатуевич включил в программу концерта Симфонические вариации Эдуарда Элгара на тему «Энигма». Помню, как он открывал наш первый фестиваль и сыграл на «бис» одну коротенькую элгаровскую вариацию. Я тогда обливалась слезами, и то же самое происходило вокруг меня. Захотелось, чтобы эти Вариации прозвучали в папин день рождения.

Другой ваш постоянный гость — симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты приезжает на этот раз с необычной программой — русской. Это была его идея?

Ольга Ростропович: Обычно программу фестиваля формирую я. Но с Зубином Метой получилось так, что он предложил мне сначала другую программу — французскую. А тут на мой фестиваль в Баку приехал Борис Березовский, и я услышала, как он играет Второй концерт Сергея Рахманинова. Вдруг так захотелось соединить его с Зубином Метой — причем не во Втором, а в Третьем концерте Рахманинова! Я попросила маэстро об этом, хотя понимала, что с предложенной им программой концерт Рахманинова не сочетается. Зубин Мета пошел навстречу и полностью поменял программу. Теперь в исполнении итальянского оркестра мы услышим русскую музыку: Мусоргского, Рахманинова, Шестую симфонию Петра Чайковского. Папа очень любил Шестую симфонию, дирижировал ею много раз. Мне же, кроме прочего, любопытно посмотреть на свою алхимию — как соединятся Березовский и Зубин Мета.

Одна из программ фестиваля будет посвящена Георгию Свиридову. Причем выступать с Госоркестром им. Е. Ф. Светланова будет украинский тенор Дмитрий Попов, который выступал когда-то и с Мстиславом Ростроповичем.

Ольга Ростропович: Я не могла пропустить 100-летие Георгия Свиридова. Он, кстати, жил когда-то в одном доме с нами. Родители общались с ним на уровне: здравствуйте — до свидания... Тесной дружбы не было. Он никогда не бывал у нас в доме. Но музыку его мама очень ценила. Был такой случай: мы слушали по телевидению концерт — выступала Людмила Зыкина с хором и оркестром. Зыкина пела совершенно удивительным голосом. Мама была в абсолютном восторге. Но мы никак не могли вычислить, что звучит. И только потом узнали, что это была вокально-симфоническая поэма Свиридова «Памяти Есенина».

Почему так получилось, что Галина Вишневская не пела ни одного его цикла?

Ольга Ростропович: Она пела циклы, ей посвященные: Шостаковича, Прокофьева, Бриттена. А со Свиридовым, наверное, так получилось потому, что в 1974-м году, когда у него наступил период расцвета, мы уехали. А в предшествующие годы он вряд ли стал бы писать для политических недругов, для тех, кто прятал у себя Солженицына. В этом году Георгию Свиридову 100 лет, а Сергею Есенину — 120. Поэтому на фестивале прозвучит свиридовское сочинение «Поэма памяти Сергея Есенина», а Дмитрий Попов будет солировать. Он согласился приехать, и я считаю, это правильно, потому что, если ты хочешь выразить какую-то позицию, то музыкой можно сказать больше, чем словами.

По традиции вы выведете на сцену юных музыкантов Фонда Ростроповича?

Ольга Ростропович: Да, мы сделаем посвящение Сергею Прокофьеву, потому что всегда посвящаем хотя бы один концерт творчеству папиных кумиров. 29 марта в Большом зале консерватории будут выступать стипендиаты Фонда Ростроповича — 13-летний пианист Саша Малофеев и 15-летняя виолончелистка Лизи Рамишвили. Саша исполнит Третий концерт Прокофьева, а Лизи, которую мы отправили учиться в Кронберг к Францу Хельмерсону, сыграет редко исполняемое произведение Прокофьева — Концертино для виолончели с оркестром. Прокофьев начал писать его в декабре 1952 года, сразу после окончания Симфонии-концерта для виолончели. А в марте 1953 года он умер, не успев закончить Концертино. Полностью им была написана только вторая часть. Папа, который, как известно, присутствовал при написании Симфонии-концерта, с которым Прокофьев советовался, что можно сделать, а что нельзя на виолончели, был в курсе устных замечаний композитора, знал его наброски, поэтому он закончил Концертино: написал половину первой части, третью часть, целиком сделал окончательную редакцию. Ноты мы нашли у нас в архиве. Для меня это будет очень важный концерт, потому что я считаю, мы должны слушать наших талантливых ребят. Это будущее нашей культуры. И когда нас уже не станет, именно они будут ее прославлять.

А в России в этом году фестиваль Ростроповича представит свою программу?

Ольга Ростропович: Мы планируем в декабре поехать в Оренбург, где ежегодно проводим фестиваль Мстислава Ростроповича. Это город, с которым связаны многие поколения нашей семьи. Там жили мой прадедушка и прабабушка по папиной линии — Федотовы. Они основали там первую музыкальную школу. Я хочу повезти туда спектакль Центра оперного пения Галины Вишневской — «Царскую невесту» Римского-Корсакова. В Оренбурге нет оперного театра, и когда в прошлом году мы привезли туда «Бориса Годунова» и показали его на сцене Драматического театра, успех был невероятный. Билеты невозможно было достать. И я была счастлива, что могу сделать что-то хорошее для города, который папа очень любил.

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2020