И мастерство, и вдохновение // classicalmusicnews.ru

VI международный музыкальный фестиваль Мстислава РостроповичаВ Москве завершился VI международный музыкальный фестиваль Мстислава Ростроповича.

Одно из главных и ключевых событий музыкального сезона Первопрестольной  – международный фестиваль Мстислава Ростроповича собрал в концертных залах российской столицы десятки тысяч слушателей.

Учредителями мероприятия стали Министерство культуры РФ, правительство Москвы и Фонд культурных и гуманитарных программ Ростроповича.

В этом году концерты проходили в Большом зале консерватории и зале им. Чайковского при участии выдающихся дирижеров и знаменитых оркестров.

Несмотря на сложившуюся непростую экономическую ситуацию в стране, фестиваль состоялся. Художественный руководитель смотра Ольга Ростропович отметила, что «приезды в Москву таких замечательных коллективов и артистов – свидетельство высокого статуса фестиваля, искреннее уважение к России и ее культуре».

В день рождения Мстислава Ростроповича 27 марта в Большом зале консерватории играл Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением маэстро Юрия Темирканова.  Солист – Андрей Баранов, победитель Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе 2012 года. В его исполнении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром И. Брамса.

Долгое время Юрий Темирканов сотрудничал с Лондонским Королевским филармоническим оркестром. Неслучайно в программе вечера обращение российского дирижера к музыке английского композитора Эдуарда Элгара. Его Вариации на оригинальную тему «Энигма» («Загадка») безупречно прозвучали в трактовке петербургских музыкантов, а исполненная на бис пьеса «Привет любви» была полна очарования и грации.

Вслед за петербургскими артистами музыкальное приношение Мстиславу Ростроповичу адресовали всемирно известный маэстро Зубин Мета и возглавляемый им итальянский оркестр — «Maggio Musicale Fiorentino» (оркестр фестиваля «Флорентийский музыкальный май»).

С Ростроповичем Мету связывали узы теплой творческой дружбы и взаимопонимания.

Зубин Мета:

«Я уже не в первый раз приезжаю на фестиваль, и делаю это в память о моем друге Славе. Я познакомился с ним в 1963 году, и мы сразу же стали друзьями. Мы провели с ним много времени как на сцене, так и за ее пределами. Он очень помог, когда я открывал школу имени моего отца в Бомбее, и для меня память о Славе очень дорога. Поэтому я всегда стараюсь найти время, чтобы приехать на фестиваль в Москву. И, конечно, обязательно приеду сюда снова».

На сей раз Зубин Мета порадовал публику своей неординарной, глубоко личностной интерпретацией произведений русской классики: вступлением «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина»,  Третьим фортепианным концертом С. Рахманинова (солист – Борис Березовский) и Шестой «Патетической» симфонией П. Чайковского.

Оркестр «Maggio Musicale Fiorentino» звучал очень сбалансированно и увлеченно, музыканты неукоснительно следовали аристократичному дирижерскому жесту Зубина Меты.

Кстати, поздний шедевр Чайковского, к которому индийский дирижер часто обращается в своих концертах с разными оркестрами мира, оставил неизгладимые впечатления, поражая исповедальностью трактовки.

Зубин Мета:

«Шестая симфония Чайковского принадлежит к числу обожаемых мной сочинений. Я записал все симфонии Чайковского с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром. В последнее время я много раз дирижировал Шестую симфонию с Израильским филармоническим и оркестром «Maggio Musicale Fiorentino».

Безусловно, многие моменты в этих интерпретациях могут изменяться, в зависимости от конкретных солистов оркестра. Это касается, например, в подходе к звуковым качествам и выразительным возможностям каждого исполнителя. Однако моя дирижерская концепция при этом всегда остается неизменной».

Обычно после траурного  финала «Патетической» не принято исполнять бисы, однако Зубин Мета и музыканты оркестра «Maggio Musicale Fiorentino» настолько прониклись щедрыми аплодисментами публики, что решились на исключение и сыграли свой «фирменный» бис –  популярнейшее интермеццо из оперы П. Масканьи «Сельская честь».

Рудольф Бухбиндер давно уже является талисманом и добрым другом фестиваля Ростроповича. Ведь музыкальной Москве его впервые открыла Ольга Ростропович, пригласив в 2012 году знаменитого австрийского пианиста выступить с Лондонским филармоническим оркестром под руководством Владимира Юровского.

В этот раз Рудольф Бухбиндер выступил в аплуа не только пианиста, но и дирижера, сыграв с венским Tonkunstler Orchestra Концерт № 11 для ф-но c оркестром Й. Гайдна, а также Первый фортепианный концерт и нечасто исполняемую на концертных сценах Фантазию для фортепиано, хора и оркестра Л. Бетховена. В исполнении приняла участие Государственная академическая хоровая капелла им. А. А. Юрлова.

Венский Tonkunstler Orchestra входит в четверку главных коллективов австрийской музыкальной столицы, пресса называет его «традиционно нешаблонным», так как оркестр исполняет произведения самых разных жанров, включая джаз и этнику. В России коллектив выступил впервые,  демонстрируя эталонное качество звука и широчайший спектр нюансировки.

Рудольф Бухбиндер:

«Фестиваль Ростроповича известен и важен не только для России, но и для всего мира, и дело здесь не только в высоком уровне фестиваля и в том, что в нем принимают участие великолепные оркестры, солисты и дирижеры – а прежде всего в том, что он посвящен великому Мстиславу Ростроповичу. Ольга Ростропович провела великолепную работу по организации Фестиваля, и, надеюсь, так будет и в будущем.

С Tonkunstler Orchestra я часто играю, этот коллектив выполняет резидентскую функцию на моем фестивале в Графенеге (Австрия). В прошлом Tonkunstler Orchestra и оркестр австрийского радио (ORF) были единственными двумя коллективами в Вене, где разрешалось играть женщинам. В Венском симфоническом и филармоническом оркестрах их не было вообще.

Tonkunstler Orchestra – очень высокопрофессиональный музыкальный коллектив. Я необычайно рад каждой новой встрече с ним. Мне всегда хочется видеть его таким большим камерным оркестром, ведь каждый из музыкантов, даже те, кто сидят за последними пультами, возлагает на себя большую степень ответственности».

К 100-летию со дня рождения Г. В. Свиридова был организован специальный проект фестиваля. 31 марта в Большом зале консерватории монографическую программу, составленную из произведений российского композитора, представили украинский тенор Дмитрий Попов, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова и Государственный хор Московской областной филармонии.

Дирижировал Александр Ведерников, тонкий знаток и ценитель музыки Георгия Свиридова.

Александр Ведерников:

«Георгий Васильевич Свиридов в истории музыки занимает именно ему присущее, глубоко индивидуальное место. Он в каком-то смысле придерживался иных сторон жизни в отличие от господствующих тенденций того времени. Мне кажется, одним из самых важных, что должно быть у большого композитора – это яркий и запоминающийся мелодизм, а также узнаваемый стиль. Все эти качества характерны для творчества Свиридова».

В программе вечера прозвучали вокально-симфонические сочинения Г. Свиридова разных лет: «Весенняя кантата», «Поэма памяти Сергея Есенина», Пять хоров на стихи русских поэтов, а также Маленький триптих для симфонического оркестра.

Особенно хотелось бы отметить высокопрофессиональную работу Государственного хора Московской областной филармонии, которую провел главный хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко (куратор проекта).

В исполнении свиридовской музыки предельно чутким было внимание к слогу, бережно сохраняемая интонация. Хор звучал кристально чисто и прозрачно.

Александр Ведерников впервые принял участие в фестивале Мстислава Ростроповича. Между тем, дирижер испытывает глубочайшее уважение к этой грандиозной личности.

Александр Ведерников:

«Мне повезло в жизни сотрудничать и общаться с Мстиславом Леопольдовичем. Значение Ростроповича состоит ведь не только в том, что он был превосходным виолончелистом и дирижером. Он был крупной интеллектуальной фигурой, которая приводила в движение определенные пружины музыкального мира.

Значение его общественной и благотворительной деятельности невозможно переоценить. Он являлся вдохновителем многих произведений, которые были написаны разными композиторами специально для него. Мне кажется, достаточно знаменательным явлением, что после кончины Ростроповича в российской столице существует такой чудесный фестиваль. Дух и имя великого музыканта способствуют тому, что этот праздник музыки будет продолжаться еще долгие годы».

Под занавес фестиваля российскую столицу посетил Камерный оркестр Лозанны  (Orchestre de Chambre de Lausanne).

2 апреля один из лучших музыкальных коллективов Швейцарии выступил с концертом на сцене Большого зала консерватории. За пультом оркестра был молодой латвийский дирижер Андрис Пога, лауреат I премии Международного конкурса дирижеров имени Е. Светланова в Монпелье (Франция).

Сольную партию в Первом виолончельном концерте Д. Д. Шостаковича, посвященном М. Ростроповичу, великолепно исполнил норвежский виолончелист,  обладатель премии «Грэмми» Трулс Морк.

Трулс Морк:

«Это одно из серьезных и трагических произведений в истории виолончельной музыки прошлого столетия. Некоторые музыканты, играя Первый виолончельный концерт, часто не понимают, в чем заключается истинный смысл контекста этой музыки, и как следует ее правильно исполнять. Ведь Шостакович был глубочайшим музыкальным философом и провидцем. Необходимо всегда помнить об особой сложности исполнения этого произведения и подходить к его трактовке тщательно и ответственно».

На фестивале Мстислава Ростроповича Трулс Морк выступает уже второй раз и снова рад быть в Москве.

Трулс Морк:

«За свою жизнь я дважды встречался с Мстиславом Ростроповичем. В первый раз, еще будучи студентом, я был на его историческом концерте в Стокгольме. Ростропович оказал колоссальное влияние на мое музыкальное становление. Я постоянно слушал его записи. Было что-то особенное в том, как Ростропович извлекал из своего инструмента богатый интенсивный звук.  Ростропович вдохновил меня на то, чтобы серьёзно заняться игрой на виолончели и работать над качеством звука».

Концерт завершила Четвертая «Итальянская» симфония Ф. Мендельсона, проникнутая лучезарным светом и оптимистичным настроением.

Следующий VII международный музыкальный фестиваль Мстислава Ростроповича традиционно пройдет весной 2016 года и будет посвящен 90-летию со дня рождения Галины Вишневской.

Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2020