Александр Ведерников

Известный прежде всего как музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра с 2001 по 2009, за прошедшее десятилетие Александр Ведерников упрочил свою репутацию на международной сцене и в настоящий момент он – один из самых востребованных приглашенных дирижеров. Постоянно работает с такими оркестрами, как симфонический оркестр Би-би-си, Миланский симфонический оркестр имени Джузеппе Верди, симфонический оркестр NHK (Токио), Филармонический оркестр Нидерландского радио, симфонический оркестр Бирмингема, оркестр Итальянской Швейцарии (в рамках «Проекта Марты Аргерих» в Лугано), Нидерландский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, филармонический оркестр Радио Франции. После недавних выступлений с Оркестром де Пари и Борнмутским симфоническим оркестром маэстро незамедлительно получил приглашение к дальнейшему сотрудничеству с этими коллективами. В сентябре 2009 Александр Ведерников занял должность главного дирижера Симфонического оркестра Оденсе (Дания).
Александр Ведерников много работает в оперных театрах: сотрудничал берлинской Комише опер, Ла Скала (Милан), Ла Фениче (Венеция), Театро Комунале (Болонья), Театро Реджо (Турин), Римской оперой, Опера Бастий. В 2010 с необычайным успехом дирижер дебютировал в Финской национальной опере с «Евгением Онегиным» П. Чайковского. К сезону 2012/13 относится дебют Александра Ведерникова в Цюрихской опере («Сельская честь П. Масканьи и «Паяцы» Р. Леонкавалло). В прошлом сезоне маэстро дирижировал «Евгенией Онегиным» в Метрополитен-опере.

С 2001 по 2009 Александр Ведерников – музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра, именно с его именем связывают восстановление исторической репутации театра. Под руководством дирижера были осуществлены постановки опер «Борис Годунов» М. Мусоргского в оригинальной оркестровке автора, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Турандот» Дж. Пуччини, «Война и мир» С. Прокофьева, «Дети Розенталя» Л. Десятникова (мировая премьера, написана по заказу Большого театра), «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Огненный ангел» С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Хованщина» М. Мусоргского и «Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа, балета «Золушка» С. Прокофьева. Под управлением А. Ведерникова оркестр Большого театра вел активную гастрольную деятельность, выступая в Афинах, Гамбурге, Париже, а также проведя оперные и балетные сезоны в лондонском королевском театре Ковент -Гарден и Ла Скала.

Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию в 1990. В 1988 — 1990 работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1988-95 был ассистентом главного дирижера и вторым дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио, с которым много гастролировал в России и других странах. В 1995 основал симфонический оркестр «Русская филармония» и оставался его художественным руководителем и главным дирижером до 2004. Выступал с Государственным симфоническим оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Санкт — Петербургской государственной филармонии, Российским национальным оркестром, членом дирижерской коллегии которого А. Ведерников является с 2003 года.

Важную роль в становлении дирижера сыграли знаменитые учебные заведения и театры России. Он родился в 1964 в Москве в семье музыкантов: отец Александр Ведерников – солист Большого театра, широко известный своей трактовкой таких оперных партий, как Борис Годунов и Кутузов в «Войне и мире» С. Прокофьева. Мать Александра Ведерникова – профессор Московской государственной консерватории органистка Наталья Гуреева.

© Международный фестиваль «Неделя Ростроповича в Москве», 2010 — 2020